БЕЛЛ (BELL) Даниел


БЕЛЛ (BELL) Даниел
(р. 1919) - американский философ, социолог и публицист, член Американской академии искусств и наук. Преподавал социологию в Колумбийском университете (1959-1969), профессор Гарвардского университета (с 1969). Основные сочинения: "Новое американское право" (1955), "Конец идеологии. Истощение политических идей в 50-х годах" (1960), "Марксистский социализм в Соединенных Штатах" (второе издание, 1967), "Капитализм сегодня" (1971), "Грядущее пост-индустриальное общество. Опыт социального прогнозирования" (1973), "Культурные противоречия капитализма" (1976), "Извилистый путь" (1980), "Социальные науки после Второй мировой войны" (1982) и др. В 1955 Б. вместе с И. Кристолом и Д. Мойнихеном основал журнал "The Public Interest".

Наряду с А.Шлезингером-младшим Б. возглавлял т.наз. "школу консенсуса" - либерально-центристское течение, доминировавшее в интеллектуальной жизни Америки 1950-х. Ключевым тезисом этой школы стало утверждение об исчерпанности традиционных политических идеологий. Коммунизму, фашизму и другим "программным" идеологиям Б. противопоставил либеральную приверженность умеренному социальному реформизму, свободному рынку и индивидуальным гражданским свободам. В отличие от либеральных теоретиков националистического склада или неоконсерваторов, Б. не стремился преувеличивать степень культурной однородности американского общества или распространенности ценностей среднего класса. Б. - один из наиболее выдающихся представителей сциентистско-технократического направления социальной философии. В 1960 Б. выступил одним из основных авторов (одновременно с Ароном - ) концепции деидеологизации, ставшей истоком теории индустриального общества .

Согласно Б., центральными переменными, обусловливающими тенденции, динамику и направленность развития индустриального общества, являются труд и капитал, а противоречия между ними составляют основной источник его развития. Основным инструментом оптимизации такого общества, а также управления существующими в нем организациями и предприятиями выступает машинная технология. Технологии как инструментальные способы рационального действия являются главным детерминантом общественного развития. Само же развитие технологии происходит рывками. Более того, можно выделить целые эпохи в ее автономном саморазвитии, в рамках которых происходят разнообразные социальные трансформации. Хотя технологические революции идеальны в своих теоретических основаниях, их символами и одновременно носителями выступают вполне реальные материально-вещные формы, например для постиндустриального общества эта "вещь" - компьютер. Б. вводит в свою философско-социологическую концепцию в качестве теоретико-методологического основания т.наз. "осевой принцип". Суть его заключается в том, что различные типы общества развиваются в контексте определенной стержневой линии, обусловливающей социальный, экономический, культурный и политический облик их осмысления. В зависимости от выбора основной оси, согласно Б., исторический процесс можно, например, рассматривать как смену форм собственности и соответствующих им общественных формаций. И тогда правомерна его интерпретация в терминах "феодализм", "капитализм", "социализм". Если же вместо данного измерения использовать иной "осевой принцип", где "главная стержневая линия" - статус и историческая роль человеческих знаний, то социальная эволюция  выглядит совершенно иначе: доиндустриальное - индустриальное - постиндустриальное общество.  В отличие от индустриального общества, в постиндустриальную эпоху именно знание выступает, по Б., основным источником богатства и власти , поэтому решающим средством управления выступают уже не машинные, а интеллектуальные технологии. В наступающем столетии определяющее значение будет иметь становление системы телекоммуникаций. Для понимания сущности и характера "телекоммуникационной революции", играющей решающую роль в организации и обработке информации и знаний, особенно важны три аспекта: 1) переход от индустриального к "сервисному обществу"; 2) первостепенное значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических нововведений; 3) превращение новой интеллектуальной технологии в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений. Взаимодействие этих трех аспектов предопределяет громадное значение теоретического знания в качестве "осевого принципа" постиндустриального общества. Одновременно в контексте проблемы "направляющей и определяющей" силы социальных изменений этого общества возрастает значимость того, что оно становится все более открытым и индетерминированным, а также увеличивается его "социальная плотность". Признавая, что знания и информация становятся стратегическими ресурсами и агентами трансформации постиндустриального общества, Б. вместе с тем стремится избежать упреков в приверженности технологическому детерминизму. Поэтому он формулирует концепцию многоаспектности социального организма. В этой концепции каждая из сфер - экономика, социальная жизнь, культура, политика - развивается по особым, только ей присущим законам. Поэтому эти сферы способны не только взаимодействовать, но и противостоять друг другу. В частности, "информационное общество"  в силу нарастающих культурных противоречий может оказаться перед опасностью еще более глубокого разрыва между культурной и социальной жизнью. Возрастает противоречие между весьма нежелательной и опасной для развития общества "революцией растущих притязаний" и вытесняемой ею, но действовавшей прежние десятилетия "революцией растущих ожиданий". Самые существенные причины этих нежелательных революций, считает Б., заключаются как в непомерном уровне требований, предъявляемых их поборниками, так и в том, что они носят всеобщий характер. Это нарушает установленный в обществе порядок, расшатывает социальную устойчивость, порождает многочисленные межгрупповые конфликты. Следствием такой ситуации становится политическая нестабильность, дополняемая нестабильностью экономической. Лучшими средствами для искоренения этих нестабильностей выступают, по Б., рыночная система организации экономики и основанные на философии неоконсерватизма принципы порядка и устойчивости, активно внедряемые в жизнь современного общества.

Е.М. Бабосов


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Смотреть что такое "БЕЛЛ (BELL) Даниел" в других словарях:

  • БЕЛЛ (BELL) Даниел — (1919) известный американский политолог, социолог, профессор Гарвардского университета, один из ведущих авторов концепций постиндустриального общества и деидеологизации, футуролог. Работа «Конец идеологии» (1960), посвященная социальным… …   Политологический словарь-справочник

  • Белл (Bell) Даниел (Род. 1919) — американский экономист, предложил концепцию лпостиндустриального общества Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • БЕЛЛ (BELL), Даниел (род. 1919) — американский экономист, предложил концепцию постиндустриального общества в работах Начало постиндустриального общества (1973) и Культурные противоречия капитализма (1978). Белл связывал развитие общества с изменениями в трех сферах: технико… …   Большой экономический словарь

  • БЕЛЛ (BELL) Даниел (1919) — амер. социолог, специалист в области истории обществ. мысли, политич. течений и соц. прогнозирования. Благодаря разработанной им концепции об ва постиндустриального (см.) Б. стал ведущим представителем соц. прогнозирования на Западе и приобрел… …   Российская социологическая энциклопедия

  • БЕЛЛ — (Bell) Даниэл (р. 1919) амер. социальный философ, социолог и футуролог. Окончил колледж в Нью Йорке, изучал социологию в Колумбийском ун те. Один из авторов концепции деидеологизации, т.е. истощения идеологических систем. В кн. «Конец идеологии»… …   Философская энциклопедия

  • Белл Даниел — (р. 1919), американский социолог, профессор Колумбийского (с 1958) и Гарвардского (с 1969) университетов. Один из авторов концепций деидеологизации и постиндустриального общества. Основные книги: «Конец идеологии» (1960), «Грядущее… …   Энциклопедический словарь

  • БЕЛЛ — (Bell) Даниел (Ю.05.1919, Нью Йорк) американский социолог, специалист в области истории обществ, мысли, политических течений и социального прогнозирования. В конце 30 х и в 40 е гг. Белл принимал активное участие в леворадикальном движении, был… …   Энциклопедия социологии

  • БЕЛЛ — (Bell) Даниел (р. 1919) американский философ и социолог, профессор Гарвардского университета. Основные сочинения: «Новое американское право» (1955), «Конец идеологии. Истощение политических идей в 50 х годах» (1960), «Марксистский социализм в… …   Новейший философский словарь

  • БЕЛЛ Даниел — (Bell, Daniel) (р. 1919), американский социолог и публицист, член Американской академии искусств и наук. Родился 10 мая 1919 в Нью Йорке. По окончании учебы преподавал социологию в Колумбийском (1959 1969), а затем в Гарвардском университете (с… …   Энциклопедия Кольера

  • Белл, Даниел — (Bell) (р. 10 мая 1919, Нью Йорк) американский социолог, журналист, профессор Колумбийского (с 1958) и Гарвардского (с 1969) университетов. Один из авторов концепций «деидеологизации» и «постиндустриального общества». Основные книги: «Конец… …   Политология. Словарь.